Я обожаю трепаться про литературу. Увы, мне не с кем. И не потому что никто ничего не читает. Все читают не то, что я. Меня окружают фанаты Фрая, Терри Пратчетта и фэнтези вообще. Я даже уже выучила, что Фрай – это женщина.

Людей (женщин), которые читают то же, что и я – по пальцам пересчитать. Мужчины такое вообще не читают. А если вдруг и да, то не признаются потом никому. Да еще и приходят ко мне с претензиями: почему это в каноническом романе «Унесенные ветром» в конце все умерли и расстались?! Где любовь-морковь и хеппи-энд?! Да потому что это жизнь, мужики!

 

Так мужчины представляют себе «женское чтение»

Квизеры все в курсе, в чем дело: вопрос про Пастернака был позорно слит. Или не позорно (тут мнения разнятся), но слит.

Вопрос был такой: февраль такой короткий, потому что иначе не хватит ни того, ни этого. Чего иначе не хватит?

Ни чернил, ни слез – правильный ответ.

И вопрос от квизеров: а почему ответ именно такой?

Про то, что надо переворачивать календарь в сентябре, все в курсе. Про то, что надо доставать чернила и плакать в феврале, оказывается, мало кто осведомлен.

Может ли не быть интересен Пастернак с его заунывным плачем в феврале? Стыдно ли не знать классику? Классика ли это?

Про стыдно я всегда говорю, что не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать.

Конечно, Пастернак – это классика! Это часть культурного кода русского человека. Или даже не так – русскоговорящего человека. Воспитанного на русской литературе.

Что еще входит по-моему в этот набор в этот культурный код?

Небо Аустерлица, цитата из философской книги, которая волею судеб стала пособием для Тпшек – «Мастер и Маргарита» — про то, что «никогда ничего ни у кого не проси, сами предложат и сами все дадут». (Удивительное тоже дело: если видишь, что человек указывает в соцсетях в графе любимое произведение «Мастер и Маргарита» — считай, все пропало. Не великого ума человек… И произведение философское и сложное, но дискредитировано ТП, которые взяли для себя лишь правила поведения ведьм на вооружение. Уж лучше бы ничего не читали.). Потом еще про Аптеку, улицу, фонарь. Природа – не храм, а мастерская. Умом Россию не понять. Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом?! И еще 20 цитат оттуда же. (Откуда же?!)) Я вам пишу, чего же боле. Поедем в номера! (и еще 20 цитат оттуда же). Белая береза под моим окном. Нет, я не Байрон, я другой! И это еще – про душу, одежду и мысли. (Мюсли уже давно обыграли, наверное, это цитату? Если нет, то глупцы! Мы говорим с ними на разных языках))

Еще можно почитать  Футбол и пенсия – две вещи несовместимые

Просматриваю своим невнимательным внутренним взглядом русскую литературу, понимаю, что это лишь молекула культурного кода. Но главное, что вы поняли. И вот это: Февраль. Достать чернил и плакать.

До сих пор путаете слова «консервативный», «консервированный», «консервант» и «консерватор»? Богаты как Ротвейлер?! Ваша свадьба бюджетная в том смысле, что вы на него спустили бюджет маленькой республики? Не ожидала, что Ольга Бузова зайдет ко мне на сайт!

Зачем это все вообще нужно? Если вы человек не читающий, то и незачем. Если вы человек смотрящий кино, у вас другой код: мемасы, зашифрованные кругом. Герой, который выбирает между двумя машинами: красной и синей, я твой отец и еще куча всего. Вот в этом не сильна я!

Если вы читаете (и даже неважен жанр. Только если это не учебная литература), то хорошо бы понимать отсылки. Вот эти вот все намеки, полушутки, полуцитаты. Если не понимаешь, то и несмешно, и неинтересно. Вы говорите с автором на разных языках. Для этого и надо знать классику, чтобы говорить нам всем на одном языке.

Меня может развернуть к себе человек одной фразой, одной сложной (но не из «Мастера и Маргариты»!) цитатой. Вот стоял чужой, незнакомый человек, а вот уже, процитировал Грибоедова — и родной.

Или Хармса — я очарована. Я не люблю Хармса. Вот эти странные сюрреалистические шутки — они не по мне. Но я почувствую, что передо мной стоит эрудированный, интересный человек.

Или процитировал что-то, я не поняла что. Мне стыдно. Я гугляш. Чувствую пробел в образовании… Чувствую культурную пропасть между нами. И я какбэ на дне.

А вот любимый поэт моей мамы – это Пастернак. А кто любимый поэт вашей мамы? Спросите у нее. Скорее всего, вы будете удивлены.

Мое поэтическое образование очень посредственное. Я считаю, что оно уровня питерского бомжа. Потому что к этому уровню я его и подтягивала когда-то. Первый раз приехала в Питер и убедилась, что там и школота читает Бродского наизусть, и бомжи. Надо что-то делать. Ну тоже стала читать Бродского, чего уж там.

Еще можно почитать  Соционика: вы просто оправдываете свои пороки!

Предыдущая ступень – это школьное образование. Единственное образование. Ненавистные стишки наизусть. Вот до сих пор я ничего другого и не знаю: школьные стишки наизусть, Бродский и детские стихи невольно выученные. Даже поэмы Чуковского знаю полностью. Можете меня прижать к стеночке, попытать, я расскажу ВСЕ. Лучше только подловить меня в подпитии. Тогда есть шанс, что я продвинусь до уровня питерского бомжа и мы поговорим о Бродском, а не о Зинаиде Александровой.

Кстати, зима — идеальное время для самообразования!

И еще один момент, который меня поразил в свое время. Я читала чье-то интервью. И не исключено, что я его читала в журнале Космополитен (позор!). Человеку задали вопрос: что он читает про себя, какие стихи? В пробке, в метро в час пик, дома, на работе? Кого?!

Я так смеялась! Ну надо же!!! Читает! Про себя! Стихи…

Рассказала папе. Он говорит: ну что ж тут такого?! Я вот тоже читаю про себя стихи в дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины. (Есть контакт?!)

И один раз я ехала на работу в трамвае и поймала себя на том, что читаю про себя стихи. Знаете кого? Александра Башлачева. Он числится бардом, но что там за музыка?.. Так, сопровождение, а стихи просто отличные. Люблю социалочку: Грибоедовский вальс (Небо Аустерлица помните?!), Подвиг разведчика, Слет-симпозиум до сих пор такой актуальный, что мороз по коже!!! У него, кстати, как ни у кого полно отсылок к русской классике. Мы говорим с ним на одном языке! Но он многим непонятен поэтому…

Кстати, Башлачева квизеры тоже не знали. Хихикали над названием рок-фестиваля «Время колокольчиков», которых проходит где? Не в Караганде.

Еще можно почитать  Женский кризис среднего возраста. Найти себя и быть счастливой

А кого читаете  про себя вы?

Кто ваш любимый поэт? Вы любите стихи? Пишете?

ЗЫ. Очень грубо получилось про «Мастер и Маргарита». Но то, что я пишу о его почитателях (почитательницах) – результат многолетних наблюдений. Любить Пауло Коэльо – общепризнанный моветон. Признаваться, что читаешь его — на это уже нужна смелость в определенных кругах. Про ММ же примета неочевидная, но проверенная десятилетиями.Вот такой вот литературное хейтерство.

ЗЫЫ. Никого не хотела обидеть. Чтение — это и правда развлечение не для всех. На волгомаме меня обвиняли в снобизме за такие речи, но имху не пропьешь.)

 

 

 

5 thoughts on “Культурный код достать и плакать”

  1. февраль, чернил вполне хватает,
    а слезы лишние сейчас:
    весь мир вокруг течет и тает,
    повсюду, сколько видит глаз.

    день сумрачный похож на вечер,
    зато дорожка, как река,
    а вдоль дорожки, словно свечи,
    последних тополей рога.

    фантазиям вполне привольно…
    в уме рождаю новый мир,
    плыву рекой, путем окольным,
    взяв лунный серп, как сувенир,

    сквозь дом жилой, сквозь чью-то радость,
    сквозь чьи-то слезы напролом,
    сквозь горечь слов и чувства сладость,
    сквозь боли тишь, сквозь счастья гром!

    бегу, наращивая скорость,
    от чувств фантомных и чужих,
    несусь, уже с тобою порознь,
    из вод речных до волн морских…

    и, выскочив на вала крону,
    взъершив вздыблённую волну,
    вдруг разбиваюсь на микроны
    о стихотворную скалу!..

    февраль, чернила, чашка кофе,
    конфет с десяток ассорти…
    к листу бумаги как к голгофе
    иду, не в силах не идти…

    1. Очень красиво! Браво! Я загуглила. Вроде все сходится — это ваше произведение, так?

    2. Слушайте, ну как же круто, а?! Я вот прям сейчас порадовалась, что у меня есть этот блог, только благодаря ему я прочитала красивый, талантливый стих.

  2. Здравствуйте, очень нравится читать Ваши статьи)
    Чем же Вам Хармс не зашел?) В детстве это был любимый мой поэт, сразу после Бернса:
    Ночь

    Дремлет сокол. Дремлют пташки.
    Дремлют козы и барашки,
    А в траве в различных позах
    Спят различные букашки.

    Дремлет мостик над водой,
    Дремлет кустик молодой.
    Пятаков Борис Петрович
    Дремлет кверху бородой.

    Ну не прелесть разве?)

    1. Спасибо! Очень приятно. Мне понравилось читать ваши комментарии!) Детские стихи Хармса нравятся. Взрослый странный юмор не по мне. Но — я написала, что не люблю Хармса, но люблю людей, которые его любят 😉

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *